Занимательная физика. Простые эксперименты для детей
Вы помните свои школьные годы? То волшебное время, когда самый простой эксперимент казался настоящим чудом. Вспомните, с каким чувством входили в лабораторию, напичканную микроскопами, мензурками, ретортами и кипельно белыми халатами.
Тогда любой элементарный опыт учителя вызывал восторг. В те годы мы узнали очень много, пусть даже не осознавая этого. А сейчас желаем привить собственным детям интерес к науке. Хотим сделать учебу увлекательной, чтобы наши чада не засыпали на уроках от скуки.
Дети обожают все непознанное. Так почему бы не собрать интересные опыты и не показать их дома? Пусть малыши занимаются доступными и безопасными экспериментами. Тем более что для их проведения не понадобится ничего экстраординарного. Лишь немного воды и самые обыденные мелочи. И собственная домашняя лаборатория на кухне готовится к началу опытов! Итак, поговорим о некоторых экспериментах, участие в которых поможет детям лучше учиться и полнее воспринимать школьный материал.
Опыт первый. «Масло VS вода».
Что необходимо:
1) стакан с водой;
2) пищевой краситель (жидкий);
3) 2 ст. л. любого растительного масла;
4) емкость с узким горлышком (лучше – бутылка) и винтовой крышкой.
Ход эксперимента:
1) разводим пару капель красителя в стакане с водой;
2) 2 столовых ложки масла и столько же окрашенной воды заливаем в бутылку;
3) плотно завинчиваем крышку;
4) трясем бутылку предельно тщательно;
5) ставим бутылку на стол и оцениваем результат.
Рассматривая бутылку, мы видим как однородная эмульсия, полученная при смешивании, стремительно разделяется на слои масла и окрашенной воды.
Суть эксперимента:
Молекулы воды стремятся друг к другу. Молекулы масла – тоже. Плотность веществ – разная. Вода плотнее масла. Именно поэтому происходит расслоение. Вода «падает» на дно, а масло – всплывает.
Опыт второй. «Игра цвета»
Что необходимо:
1) вода;
2) 3 чистые емкости;
3) растительное масло;
4) пищевой краситель (жидкий);
5) карандаш.
Ход эксперимента:
1) одну чашку наполняем на 2/3 водой, другую – на 2/3 маслом;
2) в каждую из чашек капаем по 2 капли красителя. Делаем это так, чтобы капли упали «рядом», а не в одну и ту же точку. Наблюдаем за ними;
3) в оставшуюся чашку наливаем 2/3 объема воды. Туда же льем масло. Немного, только до образования тонкой масляной пленки на поверхности воды (здесь пригодятся знания, полученные в предыдущем опыте);
4) опускаем кончик карандаша в баночку с красителем, а потом - в третью чашку. Оцениваем результат.
Суть эксперимента:
1) когда мы добавляем краситель в воду, он сразу смешивается, потому что сделан на водной основе (молекулы воды взаимно притягиваются). При попадании красителя в масло смешение не происходит (смотрим предыдущий опыт);
2) когда мы опускаем карандаш в третью чашку, часть красителя остается в слое масла. Оно обволакивает краску, и капля плавает в масляной прослойке, как на лодочке. При этом не смешивается с водой. Как только мы «прокалываем» жирный слой насквозь, краситель начинает смешиваться с жидкостью. Так и получается этот интересный эффект: плавающая в масле цветная капелька, а под ней – слегка окрашенная вода.
Опыт третий. «Гуляющая вода»
Что необходимо:
1) вода;
2) 3 пустые емкости;
3) бумажные полотенца;
4) пищевой краситель двух разных цветов.
Ход эксперимента:
1) берем два цвета, смешиваем с водой и наполняем полученными растворами 2 стакана;
2) бумажные полотенца складываем вдоль и вставляем (по одному) в каждый из заполненных стаканов;
3) противоположные концы полотенец опускаем в пустой стакан. Наблюдаем. Для проведения этого эксперимента понадобится некоторое время.
Суть эксперимента:
Бумага отлично впитывает воду. Полотенца постепенно промокают, и окрашенная жидкость «путешествует» в пустой стакан. Он заполняется до одного уровня с прочими двумя, и вода внутри от смешения цветов приобретает совершенно новый оттенок.
Опыт четвертый. «Создаем дождь»
Что необходимо:
1) горячая вода;
2) лед;
3) стеклянная банка;
4) одноразовая (бумажная) тарелка.
Ход эксперимента:
1) наливаем в банку 5-7 см воды;
2) накрываем банку тарелкой и оставляем на несколько минут;
3) кладем кубики льда сверху на тарелку;
4) наблюдаем, как в банке начинается настоящий дождь!
Суть эксперимента:
1) воздух в банке – теплый. Мы «запечатали» его внутри, накрыв емкость тарелкой. Когда импровизированная «крышка» ото льда остывает, верхний слой воздуха стремительно охлаждается. На внутренней стороне тарелки появляется конденсат и опадает вниз, подобно дождю;
2) мы наблюдаем подобное явление часто. Теплый воздух очень легкий. Он всегда стремится подняться повыше. Там – охлаждается, влага в нем – конденсируется и опадает дождем. Этот несложный процесс называется «круговоротом воды в природе».
Потрясающие эксперименты, не правда ли? Дети непременно будут в восторге. Эти опыты – замечательный способ объяснить сложные вещи простым и доступным языком. Постарайтесь увлечь своих малышей, покажите им законы природы на элементарных примерах.
Делайте фотографии и успешных, и неудачных попыток. Выкладывайте снимки в Facebook или Twitter. Ведь это так интересно – применить привычную воду для захватывающих экспериментов!
Вы помните свои школьные годы? То волшебное время, когда самый простой эксперимент казался настоящим чудом. Вспомните, с каким чувством входили в лабораторию, напичканную микроскопами, мензурками, ретортами и кипельно белыми халатами.
Тогда любой элементарный опыт учителя вызывал восторг. В те годы мы узнали очень много, пусть даже не осознавая этого. А сейчас желаем привить собственным детям интерес к науке. Хотим сделать учебу увлекательной, чтобы наши чада не засыпали на уроках от скуки.
Дети обожают все непознанное. Так почему бы не собрать интересные опыты и не показать их дома? Пусть малыши занимаются доступными и безопасными экспериментами. Тем более что для их проведения не понадобится ничего экстраординарного. Лишь немного воды и самые обыденные мелочи. И собственная домашняя лаборатория на кухне готовится к началу опытов! Итак, поговорим о некоторых экспериментах, участие в которых поможет детям лучше учиться и полнее воспринимать школьный материал.
Опыт первый. «Масло VS вода».
Что необходимо:
1) стакан с водой;
2) пищевой краситель (жидкий);
3) 2 ст. л. любого растительного масла;
4) емкость с узким горлышком (лучше – бутылка) и винтовой крышкой.
Ход эксперимента:
1) разводим пару капель красителя в стакане с водой;
2) 2 столовых ложки масла и столько же окрашенной воды заливаем в бутылку;
3) плотно завинчиваем крышку;
4) трясем бутылку предельно тщательно;
5) ставим бутылку на стол и оцениваем результат.
Рассматривая бутылку, мы видим как однородная эмульсия, полученная при смешивании, стремительно разделяется на слои масла и окрашенной воды.
Суть эксперимента:
Молекулы воды стремятся друг к другу. Молекулы масла – тоже. Плотность веществ – разная. Вода плотнее масла. Именно поэтому происходит расслоение. Вода «падает» на дно, а масло – всплывает.
Опыт второй. «Игра цвета»
Что необходимо:
1) вода;
2) 3 чистые емкости;
3) растительное масло;
4) пищевой краситель (жидкий);
5) карандаш.
Ход эксперимента:
1) одну чашку наполняем на 2/3 водой, другую – на 2/3 маслом;
2) в каждую из чашек капаем по 2 капли красителя. Делаем это так, чтобы капли упали «рядом», а не в одну и ту же точку. Наблюдаем за ними;
3) в оставшуюся чашку наливаем 2/3 объема воды. Туда же льем масло. Немного, только до образования тонкой масляной пленки на поверхности воды (здесь пригодятся знания, полученные в предыдущем опыте);
4) опускаем кончик карандаша в баночку с красителем, а потом - в третью чашку. Оцениваем результат.
Суть эксперимента:
1) когда мы добавляем краситель в воду, он сразу смешивается, потому что сделан на водной основе (молекулы воды взаимно притягиваются). При попадании красителя в масло смешение не происходит (смотрим предыдущий опыт);
2) когда мы опускаем карандаш в третью чашку, часть красителя остается в слое масла. Оно обволакивает краску, и капля плавает в масляной прослойке, как на лодочке. При этом не смешивается с водой. Как только мы «прокалываем» жирный слой насквозь, краситель начинает смешиваться с жидкостью. Так и получается этот интересный эффект: плавающая в масле цветная капелька, а под ней – слегка окрашенная вода.
Опыт третий. «Гуляющая вода»
Что необходимо:
1) вода;
2) 3 пустые емкости;
3) бумажные полотенца;
4) пищевой краситель двух разных цветов.
Ход эксперимента:
1) берем два цвета, смешиваем с водой и наполняем полученными растворами 2 стакана;
2) бумажные полотенца складываем вдоль и вставляем (по одному) в каждый из заполненных стаканов;
3) противоположные концы полотенец опускаем в пустой стакан. Наблюдаем. Для проведения этого эксперимента понадобится некоторое время.
Суть эксперимента:
Бумага отлично впитывает воду. Полотенца постепенно промокают, и окрашенная жидкость «путешествует» в пустой стакан. Он заполняется до одного уровня с прочими двумя, и вода внутри от смешения цветов приобретает совершенно новый оттенок.
Опыт четвертый. «Создаем дождь»
Что необходимо:
1) горячая вода;
2) лед;
3) стеклянная банка;
4) одноразовая (бумажная) тарелка.
Ход эксперимента:
1) наливаем в банку 5-7 см воды;
2) накрываем банку тарелкой и оставляем на несколько минут;
3) кладем кубики льда сверху на тарелку;
4) наблюдаем, как в банке начинается настоящий дождь!
Суть эксперимента:
1) воздух в банке – теплый. Мы «запечатали» его внутри, накрыв емкость тарелкой. Когда импровизированная «крышка» ото льда остывает, верхний слой воздуха стремительно охлаждается. На внутренней стороне тарелки появляется конденсат и опадает вниз, подобно дождю;
2) мы наблюдаем подобное явление часто. Теплый воздух очень легкий. Он всегда стремится подняться повыше. Там – охлаждается, влага в нем – конденсируется и опадает дождем. Этот несложный процесс называется «круговоротом воды в природе».
Потрясающие эксперименты, не правда ли? Дети непременно будут в восторге. Эти опыты – замечательный способ объяснить сложные вещи простым и доступным языком. Постарайтесь увлечь своих малышей, покажите им законы природы на элементарных примерах.
Делайте фотографии и успешных, и неудачных попыток. Выкладывайте снимки в Facebook или Twitter. Ведь это так интересно – применить привычную воду для захватывающих экспериментов!
13.07.2018